Терминология

Абсорбция
Абсорбция

— растворение газов в жидкостях. Иногда относится также к абсорбции газов жидкостями.

Алкилат (алкилбензин)
Алкилат (алкилбензин)

— широкая бензиновая фракция, состоящая практически полностью из изопарафиновых углеводородов; имеет октановое число 90-95 по моторному методу; применяю в качестве высокооктанового компонента бензинов.

Антистатическая присадка
Антистатическая присадка

— присадка, которая повышает электрическую проводимость углеводородного топлива и ускоряет распространение электростатического заряда во время быстрого перемещения топлива, понижая пожаровзрывоопасность.

Антифризы
Антифризы

— охлаждающие низкозамерзающие жидкости, применяемые в системах охлаждения двигателей машин с водяным охлаждением; используют водные растворы этиленгликоля с добавлением присадок; в зависимости от содержания этиленгликоля получают жидкости с различной температурой замерзания; выпускается а. марки «Тосол» (ТУ 88 Украины 264-08-93), цифра после названия указывает на содержание этиленгликоля в воде (% объем.).

Ароматические углеводороды
Ароматические углеводороды

— класс углеводородов, содержащих бензольные ядра; а.у. обладают высокими антидетонационными свойствами, термической и химической стабильностью; применяют в качестве компонентов при изготовлении моторных топлив.

Базовое масло (BASE STOCK)
Базовое масло (BASE STOCK)

— основа товарных смазочных масел, изготовленного отдельным производителем.

Базовое масло основа (BASE OIL)
Базовое масло основа (BASE OIL)

— Базовое масло или смесь базовых масел, служащей основой товарного масла, в которое добавляются присадки.

Барель
Барель

— единица измерения объема нефти и нефтепродуктов: 1 барель = 42 американских галлона (прибл.), или 159 литров (прибл.); 7.3 бареля = 1 тонна (прибл.); 6.29 барелей = 1 куб.м.

Бензины
Бензины

— жидкие нефтяные топлива, выкипающие в интервале температур 28 - 215°С и предназначенные для применения в двигателях внутреннего сгорания с принудительным воспламенением;

Бензол
Бензол

— простейшее соединение класса ароматических углеводородов; лучший растворитель всех соединений, содержащихся в нефти и ее фракциях; смешивается в любых соотношениях с бензином, керосином, минеральными маслами, скипидаром и т.п.;слабо растворим в воде и нерастворим в глицерине; ядовит.

Битумы нефтяные
Битумы нефтяные

— смесь высокомолекулярных углеводородов и асфальто–смолистых веществ, содержащих соединения серы, кислорода и азота; б.н. производят из остатков перегонки нефтей, крекинга и очистки масла (см. приложение 1,2); в зависимости области применения б.н. подразделяются на: •дорожные – для строительства и ремонта дорожных покрытий, подразделяются на вязкие ( марки серии БНД и БН, ГОСТ 22245) и жидкие (марки серии СГ и МГ, ГОСТ 11955); •строительные – для различных объектов строительства, подразделяются на строительные ( марки серии БН, ГОСТ 6617), кровельные ( марки серии БНК, ГОСТ 9548) и изоляционные ( марки серии БНИ, ГОСТ 9812); •специальные – различного назначения, подразделяются на б. н. для лакокрасочных покрытий (марки Б, В, Г) и б. н. для заливочных аккумуляторных мастик; •высокоплавкие смягчители – для применения в резинотехнической, шинной и др. отраслях промышленности (марки серии А).

Вспениваемость масла
Вспениваемость масла

— свойство масла образовывать пену под действием вращающихся деталей механизмов; обусловлена наличием в масле поверхностно-активных веществ; в.м. ухудшает смазывающие свойства масел и их стабильность, снижает надежность работы механизмов, повышает коррозионную активность масла; определяется по ГОСТ 21058; для снижения в.м. добавляют антипенные присадки.

Вязкость нефтепродуктов
Вязкость нефтепродуктов

— свойство жидкости оказывать сопротивление перемещению, обусловленное внутренними молекулярными взаимодействиями в движущейся среде. Динамическая в. – физическая константа; определяется в капиллярных или ротационных вискозиметрах (ГОСТ 1929) и измеряется в паскаль-секундах (Па.· с) или в пуазах (П). 1П = 0,1Па.· с. Кинематическая в. – является отношением динамической вязкости к плотности жидкости при той же температуре (ГОСТ 33) и имеет размерность м2/с, мм2/с или 1мм2/с = 10-6м2/с = 1сСт (сантистокс); в зарубежной практике кинематическая вязкость выражается также в универсальных секундах Сейболта (SUS), секундах Рейдвуда (R) и др. Условная вязкость. – отношение времени истечения определенного количества испытуемого нефтепродукта при заданной температуре из вискозиметра Энглера ко времени истечения дистиллированной воды в тех же условиях и выражается в условных единицах (ВУ) или градусах Энглера (оЕ) (ГОСТ 6258).Перевод вязкости, выраженной в различных единицах, проводится по специальным таблицам.

Гидрокрекинг
Гидрокрекинг

— процесс переработки нефти и ее продуктов, сочетающий деструкцию и гидрирование сырья; Г. проводится при т-рах 350-450°С, давлении 30-140 атм. в присутствии катализаторов (платины, молибдена, никеля, вольфрама); в зависимости от условий процесса и типа сырья можно получать: из бензина – сжиженный газ; из керосиновых фракций, вакуумных дистиллятов и остаточных компонентов нефти – бензины, реактивные и дизельные топлива; из газа и парафина – высокоиндексные масла и т.д.; Г. применяют в производстве бензинов, реактивных и дизельных топлив, при этом выход светлых нефтепродуктов возрастает до 70% от нефти, а содержание в них серы и непредельных углеводородов снижается до минимума.

Горючесть нефтепродуктов
Горючесть нефтепродуктов

— по ГОСТ 12.1.044-89 нефть и нефтепродукты относятся к группе горючих веществ и в зависимости от т-ры вспышки подразделяются на легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ) – с т-рой вспышки 61oС и ниже и на горючие жидкости (ГЖ); ЛВЖ с т-рой вспышки 28 oС и ниже считаются особо опасными. При разработке нефтепродуктов определяются также другие показатели пожаровзрывоопасности (т-ра самовоспламенения, область воспламенения, т-рные пределы воспламенения, взрывоопасная концентрация паров в смеси с воздухом, предельно допустимая концентрация паров в воздухе и др.)

Гудрон
Гудрон

— черная смолистая масса разной консистенции, остающаяся после отгонки от нефти легких и большей части масляных фракций; выход г. из разных нефтей составляет 15-30%; г. является сырьем для производства битумов.

Депрессор температуры застывания
Депрессор температуры застывания

— присадка, используемая для понижения температуры застывания или улучшения низкотемпературной текучести нефтепродуктов.

Детергент
Детергент

— Вещество (металлоорганические соединения натрия, феноляты, фосфонаты и сульфонаты кальция и магния), добавляемое в топливо или масло, для поддержания чистоты деталей двигателя.

Детонация
Детонация

— режим работы двигателя, при котором процесс сгорания топлива носит взрывной характер и сопровождается металлическим стуком, повышением температуры головок цилиндра и падением мощности; сильная д. может привести к выходу двигателя из строя.

Деэмульгатор
Деэмульгатор

— вещества, применяемые для разрушения нефтяных и масляных эмульсий.

Дизельные топлива
Дизельные топлива

— топлива для двигателей с воспламенением топливно-воздушной смеси от сжатия; д.т. получают смешением прямогонных и гидроочищенных фракций, могут содержать присадки (депрессорные, моющие, повышающие цетановое число, антидымные и др.); д.т. подразделяются на д.т. для быстроходных дизелей и газотурбинных двигателей наземной и судовой техники и моторные топлива для среднеоборотных и низкооборотных дизелей; в Украине допущены к производству и применению д.т. для быстроходных дизелей: по ГОСТ 305 (Л, З, А), утяжеленного фракционного состава по ТУ 38.601-53-2-93 (УФС, УФСП1, УФСП2) и ТУ 38.001355-86 (УФС, УФСП), с депрессорными присадками - летнее по ТУ 38. 401-58-106-94 и зимнее по ТУ 38.101889-81 (ДЗП).

Жидкостное трение
Жидкостное трение

— имеет место между молекулами находящегося в движении газа или жидкости, и выражается как напряжение сдвига.

Задир
Задир

— катастрофический износ, наблюдаемый в двигателях из-за местного сваривания и разрушения мест сварки. Его можно предотвратить использованием противоизносных, противозадирных присадок и модификаторов трения.

Зола
Зола

— металлсодержащие отложения, образующиеся в камере сгорания и на деталях двигателя в процессе работы при высокой температуре.

Имитатор холодного пуска (CCS)
Имитатор холодного пуска (CCS)

— вискозиметр со средней величиной скорости сдвига, который позволяет предсказать, разовьет ли холодный двигатель пусковые обороты при использовании данного масла.

Ингибитор
Ингибитор

— присадка, которая улучшает характеристики нефтепродукта, подавляя нежелательные химические реакции, например ингибитор окисления, ингибитор ржавления и т.д.

Ингибитор коррозии и ржавления
Ингибитор коррозии и ржавления

— присадка (дитиофосфаты цинка, феноляты металлов, сульфонаты щелочных металлов, жирные кислоты и амины), предотвращающая коррозию и ржавление металлических деталей, находящихся в контакте со смазочным материалом.

Индекс вязкости
Индекс вязкости

— эмпирическое число, которое указывает на степень изменения вязкости масла при изменении температуры. Масла с высоким индексом вязкости проявляют меньшую зависимость вязкости от температуры, чем масла с низким индексом вязкости. Для повышения индекса вязкости проводят глубокую гидроочистку базовых масел или используют вязкостные присадки (маслорастворимые полимеры) или синтетические (полимерные) масла.

Индекс стабильности против деструкции
Индекс стабильности против деструкции

— мера влияния загущающей присадки на потерю кинематической вязкости масла при его работе в двигателе или при испытании в специальных условиях.

Испаряемость
Испаряемость

— способность нефтепродуктов переходить из жидкого состояния в газообразное, оценивается по давлению насыщенных паров и фракционному составу. Испаряемость масел и смазок при данной температуре определяют по потере массы образца в течение 1 часа, и выражают в % массовых от взятой навески.

Кавитация
Кавитация

— образование пространства в текущей жидкости в результате помещения неподвижного предмета на ее пути, или в неподвижной жидкости в результате движения в ней предмета, например, за лопастями мешалки или в насосе при неправильной заливке.

Каталитический нейтрализатор
Каталитический нейтрализатор

— часть автомобильной системы понижения токсичности отработавших газов. Окислительные нейтрализаторы удаляют из отработавших газов углеводороды и окись углерода (СО). Понижающие нейтрализаторы воздействуют на содержание в газах оксидов азота (NOx). В обоих нейтрализаторах используются катализаторы, содержащие благородные металлы (платину, палладий или родий), которые могут подвергаться действию свинца из соединений топлива или масла.

Керосин
Керосин

— дистиллят средней легкости, получаемый в результате переработки нефти, промежуточный между газойлем и газообразными топливами; используется для освещения и обогрева, а также для производства топлива для реактивных и турбореактивных самолетных двигателей.

Кинематическая вязкость
Кинематическая вязкость

— показывает зависимость между динамической вязкостью и плотностью жидкости. Это - основной показатель смазочных масел. Ее определяют в капиллярных вискозиметрах путем измерения времени протекания известного объема жидкости через небольшое калиброванное отверстие при заданной температуре. Кинематическую вязкость обозначают в мм2/сек или сантистоксах (сСт).

Кислородосодержащее топливо
Кислородосодержащее топливо

— топливо для двигателей внутреннего сгорания, которое содержит в молекуле кислород, т.е. спирты, простые и сложные эфиры. Термин также относится к смесям бензина с кислородсодержащими продуктами, т.е. к газоходу, который содержит 10% по объему безводного этанола в неэтилированном бензине.Кислородсодержащие продукты - кислородсодержащие беззольные органические соединения, такие как спирты и эфиры, которые могут использоваться как топливо или как заменители топлива.

Кислотное число
Кислотное число

— число, соответствующее количеству КОН, необходимого для нейтрализации всех типов кислот в нефтяном продукте.

Коксовый остаток
Коксовый остаток

— коксоподобное вещество, остающееся после выдержки масла при высокой температуре в контролируемых условиях.

Коллоидная стабильность
Коллоидная стабильность

— способность смазки не выделять масло из своего состава.

Кольца
Кольца

— кольцевой металлический элемент, который устанавливается в канавку поршня и обеспечивает уплотнение газов в процессе сгорания. Служит также для распределения масла по цилиндру.

Консервационная смазка
Консервационная смазка

— соединение для покрытия металлических поверхностей пленкой, которая защищает от ржавления. Обычно используется для предохранения оборудования при его хранении.

Коррозионная активность
Коррозионная активность

— нефтепродукта оценивается по коррозии на поверхности металлического образца после испытаний в этом нефтепродукте. Коррозия медных образцов оценивается изменением цвета, чугунных и стальных образцов - количеством очагов коррозии (пятен, точек и потускнения), а свинцовых образцов - потерей их веса.

Коррозия на медной пластинке
Коррозия на медной пластинке

— качественная оценка склонности нефтепродукта вызывать коррозию чистой меди.

Крекинг
Крекинг

— процесс, при котором молекулы углеводорода с тяжелым молекулярным весом распадаются на более легкие.

Модификатор вязкости
Модификатор вязкости

— присадка к смазочным маслам, обычно представляющая собой высокомолекулярный полимер (полимеры и сополимеры олефинов, метакрилатов, диенов или алкилированных стиролов), которая снижает тенденцию к изменению вязкости масла с изменением температуры.

Нафтеновое базовое масло
Нафтеновое базовое масло

— тип углеводородной жидкости, выработанной из нафтеновой нефти, содержащей высокий процент циклических метиленовых углеводородов.

Нерастворимые загрязнения
Нерастворимые загрязнения

— загрязнения, накапливающиеся в работавших маслах из-за попадания пыли, грязи, частиц износа и/или продуктов окисления. Часто определяются как нерастворимые в пентане или бензоле, что отражает характер этих нерастворимых продуктов.

Нефтепереработка
Нефтепереработка

— серия процессов, предназначенных для превращения сырой нефти и ее фракций в целевые нефтепродукты, включающая термический крекинг, каталитический крекинг, полимеризацию, алкилирование, реформинг, гидрокрекинг, гидроформинг, гидрогенизацию, гидрообработку, гидрофайнинг, экстракцию растворителями, депарафинизацию, обезмасливание, кислотную обработку, фильтрацию с отбеливающей землей и деасфальтизацию.

Нефтехимический продукт
Нефтехимический продукт

— промежуточный химический продукт, получаемый из нефти, жидких углеводородов или природного газа.

Нефть
Нефть

— смесь жидких углеводородов различного молекулярного веса.

Окисление
Окисление

— имеет место, когда кислород воздействует на нефтепродукты. Процесс ускоряется нагревом, светом, металлическими катализаторами и присутствием воды, кислот или твердых загрязнений и ведет к повышению вязкости и образованию отложений.

Октановое число
Октановое число

— условный показатель, характеризующий стойкость бензинов к детонации и численно соответствующий детонационной стойкости модельной смеси изооктана и н-гептана. Измеряется путем испытания в стандартном одноцилиндровом двигателе с переменной степенью сжатия, путем сравнения с первичным эталонным топливом. В мягких условиях определяется октановое число по исследовательскому методу, а в жестких условиях октановое число по моторному методу.

Основания
Основания

— соединения, которые взаимодействуют с кислотами с образованием солей и воды. Щелочи представляют собой водо-растворимые основания, используемые при очистке нефтепродуктов для удаления кислых примесей. Маслорастворимые основания включают в присадки к маслам для нейтрализации кислот, образующихся при сгорании топлива или окислении масла.

Отложения в двигателе
Отложения в двигателе

— накопление шлама, лаковых отложений и углеродистых остатков из-за прорыва в картер не сгоревшего или частично сгоревшего топлива или из-за частичного разложения картерного масла. В образовании этих отложений участвует также вода, конденсирующаяся из продуктов сгорания, частицы углерода, продукты разложения топлива или присадок смазочного масла, пыль и металлические частицы.

Пенетрация
Пенетрация

— глубина погружения в перемешанную в специальной мешалке смазку конуса стандартных размеров и массы в течении 5 с при определенной температуре (стандартные условия 25°С). Выражается в десятых долях миллиметра. Показатель консистенции (густоты) смазок.

Плотность
Плотность

— это масса нефтепродукта в единице объема. Она определяется с помощью ареометров, пикнометров и весов.

Полирование цилиндра
Полирование цилиндра

— чрезмерное сглаживание следов поверхностной обработки цилиндра или гильзы цилиндра в двигателях до зеркального блеска, ведущее к ухудшению уплотняющей способности колец и повышению расхода масла.

Потеря вязкости
Потеря вязкости

— разница между вязкостью свежего масла и того же масла после его работы в двигателе или специального испытания на деструкцию полимера.

Преждевременное воспламенение
Преждевременное воспламенение

— воспламенение топливовоздушной смеси в бензиновом двигателе до возникновения искры на свече. Часто вызывается образовавшимися из топлива или масла отложениями в камере сгорания, понижает мощность и может привести к аварии двигателя.

Пригорание кольца
Пригорание кольца

— прихватывание поршневого кольца в его канавке в поршневом двигателе или поршневом компрессоре из-за больших отложений в зоне поршневых колец.

Принудительная вентиляция картера (PCV)
Принудительная вентиляция картера (PCV)

— система удаления прорвавшихся газов из картера и возврата их через карбюратор и всасывающий коллектор в камеру сгорания, где рециркулируемые углеводороды сгорают. Специальный клапан управляет потоком газов из картера, чтобы снизить выброс углеводородов.

Присадки
Присадки

— вещества, добавляемые в базовый продукт для изменения его свойств, характеристик или показателей качества.

Прокачиваемость
Прокачиваемость

— вязкостная характеристика масла при низкой температуре и низкой скорости и напряжении сдвига, характеризующая способность масла поступать в насос и подаваться насосом для смазывания движущихся деталей.

Противоизносные агенты
Противоизносные агенты

— присадки или продукты их реакций, которые образуют тонкую, прочную пленку на высоконагруженных деталях, предотвращающую непосредственный контакт металлических поверхностей.

Противопенный агент
Противопенный агент

— присадка, используемая для подавления пенообразования в нефтепродуктах в условиях их применения. Она может представлять собой силиконовую жидкость, разрушающую пузырьки на поверхности, или полимер, который уменьшает число мелких пузырьков в самом нефтепродукте.

Разжижение моторного масла
Разжижение моторного масла

— загрязнение картерного масла несгоревшим топливом, ведущее к понижению вязкости и температуры вспышки. Может указывать на износ или нарушение регулировки устройств топливной системы.

Регенерация
Регенерация

— процесс переработки отработанного смазочного масла и восстановления его до состояния, близкого к свежему, путем фильтрации, адсорбции отбеливающей землей или более сложными методами.

Синтетическое масло
Синтетическое масло

— смазочные жидкости, чаще всего эфиры или полиальфаолефины, полученные синтезом из химических реагентов, а не очисткой нефти. Синтез с использованием определенных химических соединений позволяет получать продукты с заданными свойствами.

Смазывание
Смазывание

— управление трением и износом путем введения снижающей трение пленки между находящимися в контакте движущимися поверхностями. Пленка может представлять собой жидкость, твердое или пластичное вещество.

Содержание воды
Содержание воды

— определяется путем нагревания пробы нефтепродукта с обезвоженным бензином в дистилляционном аппарате Дина-Старка, снабженном холодильником и градуированным приемником. Конденсированные растворитель и вода непрерывно разделяются в приемнике. Вода остается в градуированной части ловушки, а бензин возвращается в дистилляционный сосуд. Норма содержания воды - "следы" означает не более 0,03% воды по массе.

Содержание механических примесей
Содержание механических примесей

— определяют путем фильтрования 100 г нефтепродукта, разбавленного в бензине, через высушенный и взвешенный бумажный фильтр. Осадок на фильтре промывают бензином или спиртотолуольной смесью. Затем фильтр опять высушивают и взвешивают.

Степень сжатия
Степень сжатия

— в двигателях внутреннего сгорания отношение объемов над поршнем при его положении в нижней и в верхней мертвых точках.

Температура вспышки
Температура вспышки

— минимальная температура, при которой жидкость поддерживает мгновенное сгорание (вспышка), но меньшая той, при которой наблюдается продолжительное горение (температура воспламенения). Температура вспышки является важным показателем пожаро- и взрывоопасности, связанной с нефтепродуктами.

Температура застывания
Температура застывания

— показатель способности масла или дистиллятного топлива оставаться текучим при низких температурах. Это наименьшая температура, при которой жидкость остается текучей после охлаждения в определенных условиях.

Температура каплепадения
Температура каплепадения

— температура падения первой капли смазки, нагреваемой в стандартной чашечке небольшого объема. По температуре каплепадения ориентировочно определяют верхний температурный предел работоспособности смазки. Применять смазку рекомендуется до температур, которые на 20-50°С ниже температуры каплепадения.

Температура помутнения
Температура помутнения

— температура, при которой в охлаждаемом в стандартных условиях масле или дистиллятном топливе появляется облако кристаллов парафина. Характеризует тенденцию вещества забивать фильтры или небольшие отверстия в холодную погоду.

Трение
Трение

— сопротивление перемещению одного предмета по другому. Трение зависит от гладкости контактирующих поверхностей, а также от силы, с которой они прижимаются друг к другу.

Трибологические характеристики
Трибологические характеристики

— показывают возможность масел улучшать работоспособность трущихся поверхностей путем максимального уменьшения износа и трения. Они оцениваются показателем износа, антифрикционными и противозадирными свойствами. Для лабораторной оценки противоизносных и антифрикционных свойств наиболее широко применяют четырехшариковую машину трения ЧШМ и вибротрибометр "Optimol SRV" с возвратно-поступательным движением пары трения "шар-плоскость". Смазочные свойства масел позволяют судить об их способности предотвращать любой вид удаления материала с контактирующих поверхностей (нормальный износ, схватывание, задир, выкрошивание и др.).

Трибология
Трибология

— наука о взаимодействии движущихся друг относительно друга поверхностей, включающая изучение смазки, трения и износа.

Фракционный состав
Фракционный состав

— количественное содержание фракции, выкипающих в определенных температурных пределах, остаток и потери при перегонке в заданных условиях.

Шлам
Шлам

— толстый, темный осадок, по консистенции подобный майонезу, который накапливается на неподвижных внутренних поверхностях двигателя. Обычно легко удаляется, если не превратился под действием нагрева в углеродистые отложения. Его образование связывают с перегрузкой масла нерастворимыми загрязнениями.

Щелочное число
Щелочное число

— количество кислоты (перхлорной или соляной), необходимое для нейтрализации всех компонентов основности масла, выраженное в эквивалентах КОН.

Эмульгатор
Эмульгатор

— присадка, способствующая образованию стабильной смеси или эмульсии масла и воды.